Философский энциклопедический словарь 2

3 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V X

АВГУСТИНИАНСТВО


        направление в ср.-век. схоластике, связанное с влиянием идей Августина. Для А. характерны: ориентация более на Платона и неоплатонизм, чем на Аристотеля; в теологии аналогия между тремя способностями души (памятью, разумом и волей) и тремя лицами Троицы, а также предпочтение, отдаваемое т. н. онтологич. доказательствам бытия бога; в гносеологии тезис о вере как предпосылке всякого знания, а также акцент на умозрительной интуиции, в акте которой озарение свыше и деятельность человеч. ума неразделимы; в фнлос. антропологии крайне идеалистич. позиция, видящая в человеке душу, которая лишь «пользуется» телом как своим орудием; в доктрине о спасении акцент на предопределении. До 12 в. А. было единственным господствующим направлением: ему противостояли только пантеизм Иоанна Скота Эриугены, номинализм Росцелина и Абеляра и крайние еретич. позиции. В 13 в. А. оказывается нотеснён-ным аристотелианскими доктринами, прежде всего томиамом. В дебатах позднего средневековья А. отстаивалось мыслителями францисканского и августин-ского орденов против доминиканцевтомистов. Отголоски критики томизма с позиций А. встречаются вплоть до 20 в., причём как в католич. религ. философии (И. Гессен), так, в преобразованном виде, и за её пределами (К. Ясперс).
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: АВГУСТИНИАНСТВО