Философский энциклопедический словарь 2

3 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V X

МАК-ЛЮЭН


        (McLuhan) Херберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон, Канада, — 31.12.1980, Торонто), канадский философ и социолог, публицист. Выступал с работами по философии истории, теории социальной коммуникации, культурологии, педагогике, психофизиологии, литературе.
        М. популярен на Западе своей философией истории, вариацией технологич. детерминизма. Для М. характерен своеобразный «поп»-стиль, суть которого в принципиальном отсутствии доказательств, в незавершённости утверждений («проб»), рассчитанных на образно-метафорич. восприятие читателей. В центре внимания М. — развитие коммуникативных функций предметов культуры («средств» общения), к которым он относил такие разнородные явления как язык, деньги, дороги, печать, науку, компьютеры, телевидение и др. Смена историч. эпох, по М., определяется развитием средств связи и общения. Новые средства информации и связи, будучи «технологич. продолжением» человеч. органов чувств. радикально меняют жизненный стиль, ценности, восприятие мира («сенсорный баланс») и обществ. организацию людей. Так, эпоха «племенного человека» характеризуется, по М., преобладающим влиянием устной речи, восприятие осуществляется посредством слуха и тактильности, и это обеспечивает нерасчленённое единство человека и общества, мифологич. цельность мышления. Наступление господства печатного станка (изобретённого в 15 в. И. Гутенбергом) выразилось в торжестве визуального восприятия, нац. языков и государств, пром. революций, крайних форм рационализма и индивидуализма (эпоха «типографского и индустриального человека»). В совр., «электронную» (или «электрич.»), эпоху электричество продолжило, по М., центр. нервную систему человека до образования глобального «объятия», упразднившего пространство и время на нашей планете. Оно вовлекает человека во всё происходящее целостно, ликвидирует господство визуально-одностороннего восприятия, возвращает сознанию мифологич. образность как средство обеспечения цельности в бурно обновляющейся «глобальной деревне».
        М. сводит объективное содержание обществ. развития к воплощению католич. концепции мистич. тела Христа «электрич.» средствами общения и пытается противопоставить свои реакционно-утопич. построения марксизму.
        The Gutenberg galaxy, Toronto, 1962; Understanding media, N. Y., 1964; From clicha to archetype, N. Y., 1970 (совм. с W. Watson); Take today, N. Y., 1972 (совм. с В. Nevitt).
        Григорян Г. П., О средствах коммуникации и судьбах человечества в попфилософии М. М., «ВФ», 1972, № 10; К а граманов Ю., Возвращенный рай М. М., «Иностр. литература», 1972, № 1; McLuhan: hot and cool, ed. by G. E. Stearn, N. Y., 1967; McLuhan: pro and con, ed. by R. Rosenthal, N. Y., 1968.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: МАК-ЛЮЭН