Философский энциклопедический словарь 2

3 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V X

МАРИЙ ВИКТОРИН


        (Marius Victorinus) (ок. 275, Африка,— после 362), рим. философнеоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на лат. язык логич. работы Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), соч. Плотина, Порфирия («О пяти общих понятиях»), возможно, Ямвлиха («О богах»). Автор соч. по риторике и диалектике («О гипотетич. силлогизмах», «Об определениях»), а также комм. к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и «Нахождению»). Написанные им после обращения в христианство трактаты «Против арианина Кандида», «Против Ария» (4 кн.), «Понимание „единосущного"» — первая на Западе попытка использования неоплатонич. доктрины при разработке тринитарной проблемы. В частности, М. В. использовал намеченную Плотиной и развитую Порфирием триаду «бытие—жизнь—ум», в соответствии с которой он понимал соотношение лиц Троицы: Отец есть бытие (сущность, субстанция), Сын— определение этого бытия, раскрывающееся в движении двоякого рода: в самопорождении, благодаря которому бытие проявляет себя (жизнь, Иисус Христос), и в возвращении к себе самому (ум, святой Дух). Как жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о различии лиц говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу.
        Труды М. В. оказали значит. воздействие на духовное становление Августина.
        Traites thiologiques sur la Trinite, texte etabli par P. Henry, introd., trad, et notes P. Hadot, v. 1—2, P., 1960; Commentarii In epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A. Locher, Lpz., 1972; Opera omnia, ed. A. Locher, Lpz., 1976.
        H a d o t P., Porphyre et Victorinus, P., 1968.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: МАРИЙ ВИКТОРИН