Большая советская энциклопедия (БЭС)

1 2 3 4 8 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A L M P S T X

ЦАРЁВ


        Михаил Иванович [р. 18.11 (1.12).1903, Тверь, ныне Калинин], русский советский актёр, режиссёр и педагог, народный артист СССР (1949). Член КПСС с 1949. Герой Социалистического Труда (1973). Учился в Петроградской школе русской драмы (1919—21, педагог Ю. М. Юрьев), в 1920 ещё студентом вошёл в труппу Большого драматического театра. В последующие годы работал в Василеостровском театре, бывшем Театре Корша, в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя; в 1933—37 в Театре им. Мейерхольда. С 1937 в Малом театре (с 1950 директор). Многие годы исполнял роль Чацкого («Горе от ума» Грибоедова; впервые в Василеостровском театре, затем в Театре им. Мейерхольда, позже в Малом театре), в 60-е гг. перешёл на роль Фамусова. Гражданственность и партийность публициста, отличающие искусство актёра, проявились в сыгранной им галерее молодых героев — Огнев, Ромодан («Фронт», «Крылья» Корнейчука), Гарри Смит («Русский вопрос» Симонова) и др. Сложные, развёрнутые психологические портреты созданы Ц. как в драме — Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому), Иванов («Иванов» Чехова), Арбенин («Маскарад» Лермонтова), так и в трагедии — Макбет («Макбет» Шекспира). Как мастер тщательно разработанной внутренней характерности, большой обличительной силы предстал актёр в ролях Вожака («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Старика («Старик» Горького), Ильи Репина («Признание» Дангулова). В творчестве Ц. органично соединяются романтические и реалистические начала, ему присуще естественное сочетание традиций и новаторства. Многогранному таланту актёра близки также яркая комедийность и мягкий юмор — Хиггинс («Пигмалион» Шоу), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз» Гюго). В 70-е гг. большой творческой удачей Ц. стала трагическая роль Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Гауптмана). Ц. одновременно выступает и как чтец. С 1935 преподаёт (с 1941 в Театральном училище им. М. С. Щепкина; с 1962 профессор). С 1964 возглавляет Всероссийское театральное общество (ВТО), с 1959 президент советского Национального центра Международного института театра. Автор книг «Что такое театр» (1960) и «Неповторимые мгновенья» (1975). Снимается в кино. Государственная премия СССР (1947, 1969). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
         Лит.: Филиппов Вл., М. И. Царев в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953—1954, М., 1956; Зубков Ю., Михаил Царев, «Театр», 1961, № 11; Коржевич Л., Три роли Михаила Царева, там же, 1973, № 8; Лейкин Н., Мудрое искусство Михаила Царева, в кн.: Актер, актер и еще раз актер..., М., 1975.
         Ю. А. Зубков.
        М. И. Царёв.
        М. И. Царёв в роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: ЦАРЁВ