Античные писатели

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я A C

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ


    Дионисий Галикарнасский, Dionysios, лат. Dionysius, I. до н. э., греческий ритор и историк. В 30-8 гг. до н. э. жил и преподавал в Риме. Горячий приверженец аттицизма, он сформулировал его теологические принципы во множестве критических и риторических работ, иллюстрируя их образцами стиля аттических ораторов IV в. до н. э., призывая им подражать. Из произведения О древних ораторах (Peri ton archaion rhetoron hypomnematistoi) сохранилась часть, в которой рассматривается творчество Лисия, Исократа и Изея, а также стиль Демосфена, Гиперида и Эсхина. Частью того же самого произведения является, предположительно, работа под заглавием Об ораторском искусстве Демосфена (Peri tes Demosthenus lekseos), в которой Д. доказывает превосходство Демосфена над всеми его предшественниками в позе, его мастерство в составлении фраз и манере произнесения речей. В оригинальном трактате О составлении слов (Peri syntheseos onomaton), одном из наиболее удачных своих произведений, Д. обращает особое внимание на звуковую сторону слова, занимается подбором слов и связывание их в предложения. Порядок слов должен отвечать требованиям как логики, так и эстетики. Д. занимался стилем Фукидида (Peri tu Thukydidu chrakteros), Платона, проблемой подражания (Peri mimeseos). Ему также приписывали авторство пособия по риторике (утраченного). Отдельную монографию он посвятил Дейнарху. Стилистические рассуждения, касающиеся Платона, Фукидида и Демосфена, мы находим в 3 литературных письмах (в двух письмах к Аммею и письме к Гнею Помпею). Исследования в области стилистического анализа (часто первооткрывательские) снискали ему прозвище «критик» (ho kritikos). Сформулированные им риторические правила Д. применил на практике в объемном (20 кн.) историческом произведении Римская древность (Romaike archaiologia). Оно охватывает древнейшую историю Рима от основания города до первой Пунической войны (264 г. до н. э.) и должно было представлять собой дополнение к трудам Полибия и Посидония. Сохранилось 11 первых книг, остальные мы имеем в выдержках Константина Багрянородного (Порфирогенета) и в одной из миланских рукописей. Труд Д. ориентирован практически: целью историографии является наставление в нравственности и воспитание политиков. Полный восхищения величием римлян, он доказывает их эллинское происхождение, давая соответствующую интерпретацию многочисленным мифам, наряду с историей войн он широко представил, зачастую с ошибками, историю институтов и обычаев, которые обеспечили римлянам мировое господство. Принимал без критики сведения, приводимые римскими анналистами, используя также произведения Тимея и Полибия. Тенденция к драматизации описаний событий выявляет эллинистическое влияние, а приверженность риторике находит свое выражение в многочисленных и длинных речах, в которых Д. старается реализовать программу аттицизма, хотя само произведение большей частью написано на греческом языке эпохи эллинизма (койне).
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ