Современная западная философия

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я A

САНТАЯНА


САНТАЯНА, (Santayana) Джордж (1863-1952) - амер. философ. Род. в Испании, в детстве с семьей переехал в США, где прожил около сорока лет. С 1920 жил в Риме. Изучал философию в Гарварде, где его учителями, а затем коллегами по работе были <<Джеймс>> и Дж. Ройс,С. разработал обширную метафизическую систему, он автор многочисленных работ по эстетике, культуре и литературе, блестящий стилист. Будучи апологетом «аристократии духа», С. рассматривал поэзию, религию, искусство как высшие формы человеческой деятельности и противопоставлял их науке как чисто технической системе символов, имеющей операциональное значение. Задачу философии видел не в теоретическом объяснении мира, а в выработке моральной и эстетической позиции, своего рода «нецерковной религии». В гносеологии С. придерживался <<критического реализма>> в форме противопоставления идеальных сущностей и природного существования. Убеждение человека в реальности вещей он связывал с биологической «животной верой», в то время как бытие сущностей - с данностью в опыте интуиции. Истина трактуется им как биологическое приспособление с помощью сущностей (рабочих символов) для ориентации в среде.
В сочинении «Царства бытия» (The Realms of Being. V. 1-4. N.Y., 1927-1940) он называет «царства» аспектами морального опыта, однако фактически рисует картину мира, в которой пытается совместить платоновский идеализм с <<натурализмом>>. Основополагающей реальностью в этой системе является «царство сущности», или бесконечный каталог всех возможных непространственных, вневременных, несубстанциальных идеальных качеств. С. называл себя материалистом на том основании, что признавал существование материальной субстанции - «царства материи». Однако характеристики материи определяются у него сущностями. Реализованные в существовании сущности помещаются им в «царство истины», являющееся сегментом «царства духа», которое, в свою очередь, определяется С. как некое космическое горение, проявляющееся в субъективной человеческой психике и делающее возможным интуицию сущностей. Его работа «Господство и власть» (Dominations and Power. N.Y., 1951) представляет собой консервативную рефлексию относительно социального и политического устройства мира.
The Sense of Beauty. N.Y., 1896; The Life of Reason. N.Y., 1905-06; Scepticism and Animal Faith. N.Y., 1923; Dialogues in Limbo. N.Y., 1926; Platonism and the Spiritual Life. N.Y., 1927; Persons and Places. V. 1-3. N.Y., 1944-1953.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: САНТАЯНА