Современная западная философия

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я A

СЕЛЛАРС


I.
СЕЛЛАРС, (Sellars) Рой Вуд (1880-1973) - амер. философ, один из основоположников <<критического реализма>> и философского <<натурализма>> в США. Первоначально занимался эпистемологическими проблемами, прежде всего механизмами чувственного познания и трактовкой истины как соответствия знания объективной реальности. В работе «Эволюционный натурализм» (1922) подкрепил свою эпистемологию онтологической системой, в основу которой было положено понимание природы как всеохватывающего, динамично развивающегося бытия. Ее конкретизацией явилась материалистическая концепция, обоснованная в кн. «Философия физического реализма» (1932). В <<онтологии>> С. отстаивал принцип эмерджентности, или творческой самоактивности природы, выражающейся в порождении новых, более высоких форм, и теорию уровней - генетически связанных, но несводимых друг к другу структур бытия. Эта теория была направлена против онтологического и методологического <<редукционизма>>. Свою философскую антропологию он квалифицирует как натуралистический гуманизм. Ценность религии для С. заключается в трансляции ею общечеловеческих нравственных норм.
Три ступени материализма // Вопросы философии. 1962, № 8; Critical Realism. Chicago, 1916; The Principles and Problems of Philosophy. N.Y., 1926; Reflections on American Philosophy from Within. Notre Dame, L., 1969; Neglected Alternatives. Lewisburg, 1973.
II.
СЕЛЛАРС, (Sellars) Уилфрид (1912-1995) - амер. философ-аналитик, представитель <<научного реализма>>. Сын <<Р.В. Селларса>>. Воспитанный отцом в духе критического реализма, С. затем испытал сильное воздействие логического эмпиризма <<Карнапа>>. На его философские взгляды оказали влияние также идеи <<Пирса>> и оксфордской школы <<аналитической философии>>. Преподавал философию в Питсбургском ун-те. Одной из главных проблем для С. было преодоление свойственного <<неопозитивизму>> разрыва между рационализмом и эмпиризмом. Причину этого разрыва С. усматривает в «мифе о данных», согласно которому фундаментом знания, являются первичные «данные» ощущений, приобретаемые без всякого предварительного обучения, лишь в процессе непосредственного чувственного контакта с внешним миром. В противовес этой <<«догме эмпиризма»>>, С. утверждал, что ощущения и восприятия становятся «данными», лишь получая интерпретацию в рамках принятой концептуальной схемы. Существуют два типа таких схем: «каркасы» обыденного опыта и научных теорий. Обыденный опыт позволяет строить «феноменальную картину мира», элементами которой являются фиктивные сущности - «объекты представлений»; научные теории - «ноуменальную картину мира», составленную из истинных отображений реального бытия, «научных образов». Проблема истинности «научных образов» - центральный пункт противоречий в его концепции. С одной стороны, истинность научных суждений должна удостоверяться «соответствием» с реальностью, с другой - это соответствие не может быть установлено вне рамок теории, истинность которой должна быть проверена. Такая проверка, как следует из критики «мифа о данных», не может опираться на «теоретически нейтральный» эмпирический базис. Поэтому критерием истинности теории объявляется успешность объяснения «феноменов» повседневного опыта, сама же эта успешность определяется прагматикой употребления научного знания и научной коммуникации. В результате научный реализм С. вынужден искать компромисс с <<инструментализмом>> и <<прагматизмом>>, «гипотеза» о существовании объектов реального мира становится метафизическим постулатом его доктрины. Концепцию С. часто называют также «экспланативистским реализмом» за смещение центра тяжести в сторону логико-методологического анализа процессов <<объяснения>> явлений в рамках теоретических систем науки. Ему принадлежат оригинальные разработки в теории смысла и референции (функциональная концепция значения). Вслед за Пирсом, он понимает развитие науки как «самокорректирующийся процесс концептуальных изменений», т.е. непрерывный процесс обновления знания через совершенствование объяснительных возможностей науки и преодоление ее внутренних противоречий. Мышление он трактует как нейрофизиологический процесс и в качестве такового оно подлежит естественнонаучному анализу (тезис <<«научного материализма»>>), который должен объяснить факты «феноменального» видения мира человеком и, в конечном счете, привести к замене его научной картиной мира («синоптическому» видению). В этике С. защищает позиции альтруизма и либерализма.
Научный реализм или «миролюбивый» инструментализм? // Структура и развитие науки. М., 1978; Science, Perception and Reality. L., 1963; Science and Metaphysics. L., 1968; Essays in Philosophy and its History. Pittsburg, 1974.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: СЕЛЛАРС