Современная западная философия

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я A

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ


СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ, - лежащие на стыке социологии и философии исследования социальной природы и социальной детерминации различных форм знания, механизмов его порождения, распространения и функционирования в обществе. Для современной С.з. характерно расширительное (по сравнению с эпистемологическим) толкование термина «знание»: к знанию в ней относится все, что считается знанием в обществе.
Истоки С.з. восходят к анализу Марксом <<идеологии>>. В рамках западного <<марксизма>> эта линия была продолжена <<Лукачем>>, <<Хоркхаймером>>, <<Маркузе>> и др.
<<Дюркгейм>> очертил позитивистский вариант С.з., который развивался затем в исследованиях природы архаического сознания (М. Мосс, <<Леви-Брюль>> и др.). В социологии <<Вебера>>, опиравшейся на ряд неокантианских постулатов, к С.з. относятся анализ протестантской хозяйственной этики, ее роли в возникновении капитализма, а также его общие работы по социологии религии. Конституирование С.з. как особой философско-социолргической дисциплины связано с книгами «Формы знания и общество» (1926) <<Шелера>> и «Идеология и утопия» (1929) <<Мангейма>>.
Проводя различие между реальной социологией и социологией культуры, Шелер понимал С.з. как часть социологии культуры. Эта дисциплина должна, показать связи знания с социальной структурой, причем среди форм знания, включаемых им в социологический анализ, находятся не только позитивные науки, но и повседневное знание, мифы, религия, метафизика. Разные формы знания, по Шелеру, связаны с социальным базисом в различной степени, что отражается как на их объективности, так и на их социальной динамике. Уже в ранних своих работах Мангейм выдвинул цель перестройки эпистемологии на социологических основаниях. Он подчеркивал реляционный характер человеческого знания, т.е. постоян.ную соотнесенность знания с социальной структурой, его неизбежный «перспективизм». В «Идеологии и утопии» он сосредоточился на наиболее социально-детерминированных формах знания - идеологиях, утопиях, либеральном и консервативном сознании.
Отделение в 30-40-е годы от С.з. <<социологии науки>>, социологии религии, социологии культуры и ряда других конкретных дисциплин сделало ее статус проблематичным. Центральная ее идея социальной детерминации знания стала подвергаться критике, С.з. обвинялась в <<историцизме>> и <<релятивизме>>. Однако в 70-80-е годы С.з. вновь стала вызывать интерес. Это связано, во-первых, с возникновением ряда исторически и социологически ориентированных концепций в постпозитивистской <<философии науки>> (<<Кун>>, <<Полани>>, <<Фейерабенд>> и др.). Эти концепции позволили сторонникам С.з. более конкретно и избегая грубого <<социологизма>> представить связи знания с социально-культурным контекстом (работы <<Малкея>>, <<Блура>>, Б. Латура, С. Уолгара, представителей Штарнбергской группы социологов, разработавших концепцию <<финализации науки>> и т.п.). Во-вторых, в рамках феноменологической философии и социологии последователями <<Шюца>> (<<Бергер>>, Т. Лукман и др.) была выдвинута новая программа С.з., в которой центральным предметом анализа стало не теоретическое, а повседневное знание, а традиционная модель «социальной детерминации» была заменена концепцией «социального конструирования реальности».
Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.,1994; Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; W.Stark. Sociology of Knowledge. L., 1958; The Sociology of Knowledge. A Reader. N.Y., 1970.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ