Философский словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ФЕДОТОВ


Георгий Петрович (1886-1951) — рус. философ, богослов, историк, публицист. Учился в технологическом институте в Петербурге (из к-ро-го за участие в с.-д. движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 на родину, продолжил образование на историческом отделении Петербургского ун-та. В 1914 — 1918 — приват-доцент Петербургского, в 1920 — 1922 — профессор Саратовского ун-тов; в 1922 — 1925 работал переводчиком в частных издательствах. В 1925 Ф. эмигрировал и возобновил преподавательскую деятельность: 1926 — 1940 — проф. Православного Богословского института в Париже, 1943 — 1951 — в православной духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1931 по 1940 Ф. (совместно с И. И. Бунаковым-фондаминским и Ф. А. Степуном) издавал журнал “Новый град”, пропагандировавший идеи христианского социализма. Философские взгляды Ф. претерпели сложную эволюцию: от марксизма к философскому идеализму и от него к христианскому мировосприятию. Сколько-нибудь завершенной и оригинальной философской системы Ф. не создал. Преобладающий жанр его творчества — статьи, очерки, эссе, однако присущие им глубина и отточенность мысли, информационная насыщенность, яркая литературная форма сделали их заметным явлением в истории отечественной философской и общественно-политической мысли 2-й пол. 20 столетия. Большая часть философской, религиозной и исторической публицистики Ф. собрана (уже после его смерти) в книгах “Новый град” (1952), “Христианин и революция” (1957), “Лицо России” (1967), “Россия, Европа и мы” (1973), “Тяжба о России” (1982), “Защита России” (1988). Осн. темы философской публицистики Ф. — размышления об историческом прошлом России, бедах и успехах настоящего, социальных и духовных судьбах ее будущего, религиозно-нравственных основах политики, непреходящем духовном содержании культуры и нравственности, защита ценностей демократии. Ф. стремился по-новому осмыслить вопрос о соотношении исторических судеб и особенностей развития России и Европы (с учетом сложной диалектики и оплодотворяющего взаимовлияния отечественной и европейской культур), о месте и роли интеллигенции в духовном кризисе и будущем духовном возрождении России, в созидательных возможностях к-рой он не сомневался и в самые мрачные времена “сталинократии” (термин Ф.). Гл. условие духовного и национального возрождения России Ф. видел в создании политической свободы и в культурной работе по освоению духовного, культурного наследия России при одновременном вхождении ее в круг европейских народов. На одно из первых мест он ставил необходимость пробуждения национального самосознания народа, к-рое должны стимулировать и государство, и церковь. Особое место в творческом наследии Ф. занимает цикл работ по истории рус. духовной культуры: “Стих духовный. Русская народная вера по духовным стихам” (1935), “Святые Древней Руси (X — XII вв.)” (1959), “Русская религиозная мысль” (в 2т., 1946, на англ. языке), “Сокровища русской духовности” (1948, на англ. языке). В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития рус. духовной, в т. ч. философской, мысли в России, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения “византийского” и “православного” начал в духовной культуре России.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: ФЕДОТОВ